СРЕДНИЕ ВЕКА

ВОЕННОЕ ИСКУССТВО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

ЯПОНИЯ: САМУРАИ И НИНДЗЯ

Ниндзя: кто они?

 
 Военная Энциклопедия
 Древний мир
    Оружие древних воинов
    На заре военной истории

      ВВЕДЕНИЕ
      АРМИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
      ВОИНСТВЕННЫЕ АССИРИЙЦЫ
      ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ ДРЕВНЕЙ ПЕРСИИ
      ВОЕННОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО КИТАЯ
      ВОЕННЫЕ СИЛЫ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
      ПРИЕМЫ ВЕДЕНИЯ ВОЙНЫ СКИФАМИ
      ТРОЯНСКАЯ ВОЙНА
          ВОЕННОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНИХ ГРЕКОВ

            Введение
            Спарта и ее армия
            Афинское государство и его армия
            Марафонское сражение
            Пелопоннесская война
            Бой у Фермопил
            Непобедимый Эпаминонд
            Поход десяти тысяч

          ПОХОДЫ АЛЕКСАНДРА МАКЕДОНСКОГО

            Введение
            Македонская армия
            Победа на Гранике
            Осада Галикарнаса
            Сражение при Иссе
            Штурм Тира и Газы
            Битва при Гавгамелах
            Сражения со скифами
            Поход в Индию

          ВОЕННОЕ ДЕЛО ЭПОХИ ЭЛЛИНИЗМА

            Введение
            Первые «плавучие крепости»
            Армия и оружие

          КАРФАГЕН И ПУНИЧЕСКИЕ ВОЙНЫ

            Введение
            Флот и армия Карфагена
            Возвышение Гамилькара Барки
            Ганнибал

          ВОЕННОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО РИМА

            Введение
            Легион Римской республики
            Легион Мария
            Легкая пехота
            Кавалерия
            Легионер
            Командование
            Ведение боя
            Штурм крепостей
            Водные преграды и флот
            Восстание Спартака
            Юлий Цезарь
            Легион Цезаря
            Поход Юлия Цезаря в Галлию и Германию
            Осада Алезии
            Сражение при Фарсале
            «Пришел, увидел, победил»
            Последняя битва Цезаря
            Армия Римской империи в I—II веках нашей эры

 Средние века
    Развитие вооружения

      Введение
      Сталь
      Булат
      Мечи булатные и копья
      Лучники средних веков
      Арбалет
      Кольчуга
      Латы
      Битва при Азенкуре
      Оружие русских воинов
      О порохе
      Бомбарды
      «Гремящий самопал»
      Оружие, опасное для своих войск
      Фальконет и рыцарские латы
      Огневые палицы
      Соперничество старого и нового оружия
      Аркебуза
      Мушкет
      Битва при Павии
      Кремнёвый замок
      Пули и латы
      Штык
      Пистолеты
      Комбинированное огнестрельно-холодное оружие
      Предтечи танка

    Военное искуство средневековья

      ВВЕДЕНИЕ
          АРМИЯ ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

            Введение
            Нумерия, турма, фема
            Кавалерия
            Пехота
            Ведение боя
            Обеспечение войск
            Подготовка офицера
            Флот
            Императорская гвардия и фемные войска
            Упадок военной мощи Византии
            Византия и крестоносцы

          ВОЕННОЕ ИСКУССТВО АРАБОВ

            Введение
            Мекка
            Мухаммед
            Завоевание Мекки
            Завет священной войны
            Особенности арабского войска
            Ведение боя
            Оружейное искусство арабов
            Горящие мячи и огненные всадники
            Роскошь запрещалас
            Капитуляция Иерусалима
            Войны внутри халифата
            Арабская упряжь
            Набег закончился завоеванием
            Осада Константинополя
            Поражение при Пуатье
            Падение военного могущества арабов

      ВООРУЖЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ФРАНКОВ
          ВОЕННОЕ ДЕЛО В ФЕОДАЛЬНОЙ ЕВРОПЕ

            Междоусобные войны
            Сеньоры и вассалы
            Служба вассала
            Упадок ополчения
            Рыцарское войско
            Снаряжение рыцаря
            Рыцари в бою
            Упадок пехоты
            Возрождение пехоты
            Замок
            Осада и оборона средневекового замка

          РЫЦАРСТВО

            Введение
            Служба оруженосца
            Ритуал посвящения в рыцари
            Турниры
            Виды турниров
            Турнирные доспехи
            Турниры на копьях
            Тренировочные состязания
            Награды победителям
            Судебные поединки
            Гербы

          ВИКИНГИ

            Введение
            Оружие имел каждый свободный человек
            Дружина
            Корабль в жизни викингов
            Викинги и европейцы: противостояние
            Эти люди были готовы на все
            Неудача разжигала их боевой дух
            Король Альфред и умиротворение викингов
            Взятие Руана и осада Тура
            «Храбрый везде найдет себе отечество»
            Штурм Нанта
            Коварство
            Осада Парижа
            Образование герцогства Нормандия
            Викинги на Руси
            Вильгельм Завоеватель
            Битва при Гастингсе
            Корыстолюбие победителей
            Война с лесными отрадами англосаксов

          КРЕСТОНОСЦЫ И КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ

            Введение
            Крестоносцы и византийцы
            Осада Никеи
            Ведение боя крестоносцами
            Мусульманские государства Востока
            В Малой Азии
            Взятие Антиохии
            Штурм Иерусалима
            Крестоносцы закрепляются на Святой земле
            Потеря Эдессы
            Угроза с юга
            Саладин
            Падение Иерусалимского королевства
            Гибель Фридриха Барбароссы
            Ричард Львиное Сердце
            Последние крестовые походы
            Военное значение крестовых походов

          РЫЦАРСКИЕ ОРДЕНЫ

            Введение
            Госпитальеры
            Тамплиеры
            Тевтонский орден

      СТОЛЕТНЯЯ ВОЙНА
          ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПОСТОЯННОГО ВОЙСКА

            Введение
            Ордонансовая рота
            Вольные стрелки
            Кондотьеры
            Швейцарская пехота
            «Плохая война»
            С нарушителями расправлялись свои

          ВОЕННОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНИХ СЛАВЯН

            «Юноши их очень искусно владеют оружием»
            Воинами были все мужчины
            Славяне отстояли свою независимость
            Древнерусская рать
            Способы ведения боя
            Разведка
            Передвижение
            Осада и оборона городов
            Крепостные сооружения
            Ладьи против триер
            Святослав: «Иду на вы!»
            Как Святослав оборонялся в Доростоле
            Оба войска сражались храбро
            Штурм
            Ночной бой
            Вылазка
            Уничтожение метательных машин
            Военный совет
            Успех дружинников
            Бой в окружении
            Мирный договор
            Гибель Святослава
            За единство земель
            Военная помощь городов
            Бой богатырей
            Походы Владимира Мономаха в половецкую степь

          МОНГОЛЫ И РУСЬ

            Введение
            Армия монголов
            Ведение боя
            Осадное и штурмовое искусство
            Завоевания Чингисхана
            Сражение на Калке
            Через тринадцать лет
            Евпатий Коловрат
            Вторжение в Центральную Европу
            Битва при Легнице (Лигнице)
            Первый ощутимый отпор в Западной Европе
            Наступление на Венгрию
            Битва на реке Шайо
            Уход монголов
            Распад Монгольского государства

          НОВЫЙ ВРАГ РУСИ

            Введедние
            Две битвы Александра Невского
            Новгородское войско

          МОНГОЛЬСКОЕ ИГО

            Введение
            Русь в XIV веке
            Возвышение Московского княжества
            Борьба с литовцами
            Поход на Тверь
            Вооруженная организация Московского княжества
            Бой на реке Воже
            Битва на Куликовом поле
            Прут и веник
            Войско Мамая
            Войско Дмитрия
            Разведка
            Военный совет
            Расположение войск
            Накануне битвы
            Куликовская битва
            Эхо Куликовской битвы
            Освобождение от ига

          ЯПОНИЯ: САМУРАИ И НИНДЗЯ

            Происхождение самураев
            Военные дома
            Первый правитель-самурай
            Война Гэмпэй
            Сегун Ёритомо Минамото
            Монголы и самураи
            Конец камакурского сёгуната
            Роковая ошибка Асикага
            Диктатор, воссоединивший Японию
            Хидэёси Тоётоми
            Установление сёгуната Токугава
            Бусидо — моральный кодекс самурая
            Традиция самоубийства
            Сэппуку в качестве наказания
            Воспитание самурая
            Посвящение в самураи
            Женщина в семье самурая
            Доспехи и оружие самураев
            Меч катана - "душа самурая"
            Кэндзюцу - искусство владения мечом
            Классическое оружие самураев
            Огнестрельное оружие
            Японский замок
            Ниндзя: кто они?
            Уникальность военного дела Японии

 Заключение

                                                                                                             
Дзютте — колющее оружие с клинком круглого или многогранного сечения. Крюк у рукояти предназначен для перехвата оружия противника
Ядзйри — метательный нож
Ниндзя-то — меч длиной около полуметра. Навершие рукояти снабжено иглой, часто отравленной. Игла могла убираться внутрь полой рукояти. Меч носили за спиной
Ниндзя сёге — обоюдоострый кинжал с дополнительным клинком, снабженный длинной веревкой с кольцом. Использовался как ударное оружие, а также в качестве кошки
Кама — клевец, трансформировавшийся из сельскохозяйственного серпа. Часто им пользовались как парным оружием
Кусари-кама дополнительно оснащался цепочкой длиной 2,5 метра с грузом на конце
Ниндзя, настигнутый пехотинцем-асигару
Сюрикёны
Коараэ — металлический шарик с шипами, который ниндзя метал под ноги противнику
Фукибари — миниатюрное духовое ружье длиной около полуметра, стреляло отравленными стрелками — хари (вверху)
Фукия — бамбуковое духовое ружье, стрелявшее стрелками в виде бумажного конуса с зазубренным отравленным наконечником
Тессен — боевой веер, при раскрывании которого обнажались отравленные спицы. Иногда веер скрывал миниатюрный арбалет
Дротик ути-нэ
Метательные стрелки длиной 10—15 сантиметров ниндзя носил по несколько штук в футляре, пристегнутом к ноге или предплечью
Синоби-дзуэ — боевой посох, внутри которого скрывалась цепь с гирьками
Гиокаги — полый посох, внутри которого замаскирована цепь с крюком на конце
Синобитсу — пустотелый шест с пропущенной через него веревкой с крюком. Выпущенные через специальные отверстия петли позволяют использовать сино-битсу в качестве лестницы
МЕЧ РАЗРУБАЛ ПУШЕЧНЫЙ СТВОЛ

В XVII веке некто Сигэтака из Эдо был известным мастером, изготовлявшим ружейные и пушечные стволы. Помимо этого, он увлекался ковкой мечей и достиг в данном деле такого мастерства, что сумел разрубить один из изготовленных им стволов своим собственным мечом.

Ниндзя (в вольном переводе — «воин-тень») — так называли разведчиков-невидимок, специалистов по тайным убийствам, шпионов, не оставлявших следов средневековых лазутчиков. Однако точный перевод более прост и емок — «терпеливые», а учение, которому они следовали, — ниндзюцу — переводится как «искусство быть терпеливым». Ниндзя слыли мастерами всех видов оружия, блестящими кулачными бойцами, знатоками многочисленных ядов, гениями маскировки, способными укрыться от врагов даже в чистом поле.

Ниндзя, тайные агенты средневековой Японии, не были самураями, но в продолжавшихся столетиями столкновениях военной знати они играли важную, иногда решающую роль. Они совершали порой невероятное. Так, утром 1540 года в одной из многочисленных комнат замка, принадлежавшего известному самураю Фугаси, слугам открылось страшное зрелище: в луже крови на татами лежало тело их хозяина. Вероятно, Фугаси даже не увидел своих убийц. Чуткий слух самурая не потревожил ни один звук — его убили спящим. Удивительным оказалось и другое: воины охраны лежали тут же, перебитые столь быстро, что даже не успели обнажить мечи. У некоторых на теле не было ран, но остекленевшие глаза застыли в ужасе. Чудовищное событие поражало и тем, что все двери были заперты изнутри, а сам замок представлял собой крепость, окруженную высокими стенами и глубоким рвом. У каждой двери, ведущей в покои Фугаси, стояла стража, так и не заметившая ни одного постороннего.

Сам факт убийства в средневековой Японии, раздираемой клановыми распрями, был неудивителен, однако характер удавшегося покушения и его загадочность породили немало слухов. Говорили о призраках-убийцах, обитавших в темных подвалах замка и проникших сквозь решетчатые бойницы в покои Фугаси, о духах мертвых, мстящих самураям за свою смерть. В то, что подобное могли совершить люди, верилось с трудом.

Почти через два столетия после этого события кортеж самурая Сёгуми направлялся в столицу. Дорога шла по опушке леса. Авангард охраны скрылся за поворотом, следом — Сёгуми. Когда и свита сделала поворот, ей открылась поистине мистическая картина — на конях сидели два воина без голов. Сам же самурай исчез, а его конь в испуге задирал морду вверх. Подняв взоры, охранники увидели тело их господина, повешенное на суку ели, наклонившейся над дорогой. Кто же сумел за несколько секунд расправиться с тремя сильными воинами? Поиски убийц в лесу ничего не дали.

Оба загадочных убийства уже в наше время были отнесены на счет ниндзя.

Предполагается, что ниндзя и их искусство действовать тайно и незаметно появились благодаря развитому в средневековой Японии ремеслу шпионажа.

Но есть утверждения, что ниндзюцу зародилось в Японии в VI веке, вскоре после проникновения в нее буддизма из Китая и Кореи. Однако другие исследователи, считают это вымыслом, который объясняется спецификой Востока, где считается, что чем древнее явление, тем оно ценнее. А раз ниндзюцу пережило столько веков, то уже одно это доказывает его ценность.

Уже с VI—VII веков в Японии было известно многое, что впоследствии взяли на вооружение ниндзя, например: изготовление и использование ядов, бои подручными средствами. Из буддизма приходят особые положения пальцев (мудра) и произнесение звуков (мантра), наполненных мистическим смыслом. Тогда же появляются знаменитые монахи-воины — ямабуси, воплощавшие собой дух отшельничества и мудрости. Они странствовали по Японии либо жили в горах, занимались самовоспитанием. Ямабуси великолепно владели всеми видами боевого искусства и нередко в периоды запрета на хранение холодного оружия обучали крестьян кулачному бою.

С усилением централизованной власти в VII—VIII веках возникает спрос на умелых шпионов и лазутчиков. Чтобы удовлетворить его, близ Киото появилась первая школа ниндзюцу, которая принадлежала клану Хаттори. Члены школы многому учились у ямабуси, однако в отличие от горных отшельников-воинов активно использовали знания для шпионажа в пользу своего хозяина. Самого названия «ниндзя» тогда не существовало, и те, кого принято считать родоначальниками ниндзюцу, сильно отличались от мифологизированных персонажей. Они состояли на службе у господина, работали по найму и не задумывались, что такое духовность.

К началу XII столетия в Японии наступил период кровавых междоусобиц. Самураи с еще большим усердием принялись за боевые искусства. Их практика в основном включала искусство владения копьем (содзюцу), фехтование на алебардах (нагината), стрельбу из лука (кодо), искусство владения мечом (кэндо), искусство верховой езды и бой на коне (бадзюцу). Шпионы, состоявшие при воюющих кланах, немало переняли из воинской подготовки самураев, однако устранили многие ритуальные элементы, не имеющие практического значения в бою. Использовали лишь то, что позволяло быстро одержать победу и избежать опасности. Если самурай не мог нарушить ритуал, так как все время находился на виду, да и вообще речь шла о его чести и духовности, то для шпионов проблемы морали, а тем более чести, не существовали.

Кроме того, само оружие накладывало отпечаток на технику ведения боя. Настоящий самурайский меч катана стоил страшно дорого.

Естественно, катана — «душа самурая» — был недоступен лазутчику. Шпионы пользовались малыми мечами — легкими и более хрупкими. Искусство владения катаной проявлялось в тати-кадзе — количестве махов мечом. Их должно быть как можно меньше, а оптимальным вариантом считалось убить соперника одним ударом, едва вынув катану из ножен. Легкий меч ниндзя не позволял наносить таких сокрушительных ударов, зато его можно было вращать и перебирать в руке, что делало технику более разнообразной и скоростной. Опытный ниндзя вращал меч с такой скоростью, что перед его корпусом возникал как бы защитный барьер, преграждавший путь стрелам.

Любой предмет в руках опытного воина превращался в оружие. Ниндзя, переодетый бродячим монахом, мог пустить в ход тяжелый монашеский посох. Для противника было полной неожиданностью, когда из конца безобидной палки выскакивало острое лезвие или вылетала отравленная стрелка. Иногда в посохе делалось отверстие, и там пряталась длинная цепь. Другая, короткая палка использовалась не только для защиты от ударов, но и в качестве рычага для заломов конечностей жертвы.

Характерным оружием ниндзя были кусарикама — крестьянский серп с прикрепленной к его рукояти длинной цепью; нунтяку (нунчаку) — цеп для обмолота зерна; тонфа — ручка ручной зерновой мельницы. Особую категорию составляли мелкие подручные предметы — тонки (например, обычная иголка). К тонкам относились и метательные орудия — например, сюрикены (остро заточенные многогранные пластины). Брошенные опытной рукой, они поражали цель на расстоянии до 25 метров. Сюрикены могли быть отравленными, от них почти не удавалось спастись, когда их метали веером по 5—6 штук.

Чтобы обезопасить себя от погони, ниндзя оставлял за собой острые шипы — тетсу-биси. В полутемных анфиладах замка стража неизбежно напарывалась на эти маленькие «мины», а ниндзя вновь исчезал непойманным и неузнанным.

Огнестрельное оружие редко использовалось лазутчиками. Выстрел обнаруживал стрелявшего. В ход шли эффективные на ближней дистанции и крайне неожиданные для жертвы духовые трубки с набором отравленных игл. Яд тоже входил в арсенал ниндзя.

Чтобы заполучить пленника, ниндзя обычно использовал тонкую крепкую веревку с небольшими утяжелителями на концах. Он бросал ее в ноги соперника, утяжелители по инерции закручивались вокруг них, и тот спотыкался; подскочив, ниндзя окончательно опутывал руки и ноги жертвы, продевая веревку под пах и закрепляя ее петлей на шее. При малейшей попытке освободиться пленник лишь затягивал ее еще больше.

Междоусобные войны XII века в Японии усилили роль наемных телохранителей и знатоков шпионажа, а последующий период японской истории — Камакура (1185—1333 гг.) стал временем возникновения многих школ ниндзюцу (только на острове Хонсю их насчитывалось от 25 до 70). Каждая деревня выделяла в дружину самурая-феодала людей — копьеносцев, пеших воинов, слуг. Часть из них превращалась в самураев низшего ранга, прозванных асигару (легконогие). Они-то и были прообразом тех, кого стали позднее называть ниндзя.

Со временем они стали образовывать кланы. Бойцы могли быть связаны родственными узами. Но превыше самого близкого родства была присяга. Она связывала клан строгой дисциплиной, основанной на подчинении младших старшим и соблюдении ритуалов самурайского общения. Тогда появилось разделение на три категории — гении, тюнин и дзенин. Непосредственными исполнителями саботажа, убийств, шпионажа были генины, а разрабатывали операции, руководили мелкими группами тюнины. Дзенины стояли на вершине этой иерархии.

Кланы ниндзя зачастую формировались и в деревнях — для обороны родного очага от набегов бандитов и удалых бродячих самураев. Между деревенскими ниндзя и самураями нередко происходили жестокие стычки. Чтобы не быть узнанными, простолюдины прикрывали лица масками из темной материи, оставляя открытыми лишь глаза. Отряды самообороны нередко нанимались и для сведения счетов между самураями.

Если ниндзя попадал в плен, наказание для него было крайне жестоким — его заживо варили в кипящем масле. Труп вывешивался на стене замка в качестве назидания, причем самураи гордились большим количеством неудавшихся покушений на них. Это говорило об их неуязвимости и о том, что «их берегут духи».

Придерживаясь крайнего практицизма, ниндзя не стремились победить врага «по правилам», как предписывал кодекс самурайской чести — бусидо. Надо было неожиданно появиться, нанести удар стилетом или мечом, подсыпать яд и так же неожиданно скрыться: «ниндзя приходит из пустоты и уходит в пустоту, не оставляя следов». Для осуществления этой заповеди имелись десятки методов. «Терпеливый» умел просачиваться сквозь небольшие щели, например пролезть под забором, сделав подкоп не более чем в 20x20 сантиметров. Благодаря тренировкам, начинавшимся в детстве, ниндзя могли без вреда для себя делать искусственные вывихи в плечевом, локтевом, тазобедренном суставах. Это помогало им, извиваясь как змея, освободиться от тугих пут или притвориться мертвым, лежа в немыслимой позе.

Основа тактики заключалась в том, чтобы выдавать ложное за действительное. Избегая неожиданного нападения, ниндзя, например, разжигал огонь в своем жилище, накрывал стол, а сам ночевал в укромном шалаше или землянке — личная безопасность превыше удобств. Великолепными притворщиками были ниндзя в бою. Получив удар, они делали вид, что корчатся от боли. Изо рта шла кровь, якобы из горла, а на самом деле высосанная из десны. Ниндзя падал, агонизировал, издавая предсмертные хрипы. Но стоило противнику приблизиться, как снизу следовал удар ножом либо в горло летел сюрикен.

Ниндзя старался избегать прямого столкновения, не рассчитывая оказаться сильнее самурая. В открытых дуэлях меч самурая был для шпиона смертным приговором. Вот почему надо было «прийти из пустоты» и нанести решающий удар. Случаи, когда казалось, что именно так и происходит, были нередки, и в феодальной Японии верили в существование тенго — мистических созданий, наполовину воронов, способных исчезать в одно мгновение, будто растворяясь в воздухе. На самом деле ниндзя достигал «невидимости», действуя, например, под покровом ночи, неслышно выслеживая свою жертву.

Огромное внимание уделялось умению маскироваться и использовать рельеф местности. Ниндзя мог часами плыть по реке, держась за бревно и сливаясь с ним, мог неделями делать подкоп под самурайский дом и подпиливать в нем каменные половицы. Вероятно, именно так убийцы проникли в замок самурая Фугаси.

Среди ниндзя было немало женщин, называемых куноити. Их главным оружием были красота, изворотливость и фанатизм. Они могли служить гейшами, служанками, выполнять крестьянскую работу. Лишенные возможности носить меч, уступая мужчинам в физической силе, они использовали заколки для волос и веера, которыми наносили удары в горло и лицо противнику. Если самурай распознавал куноити, ее отдавали на поругание страже и лишь потом убивали. Поэтому женщины ниндзя в минуту опасности следовали древнему ритуалу самоубийства. В отличие от мужчин, взрезавших себе живот в акте харакири или сеппуку, куноити производили дзигай — удар ножом в шею. Как правило, они делали это хладнокровно, на глазах врага показывая полное презрение к смерти.

Школы, где готовились ниндзя, находились в уединенных, недоступных, строго охраняемых местах. Все, что делалось в этих школах, было окутано глухим покровом тайны.

В секретных школах ниндзя обучали огромному множеству вещей. Главное внимание уделялось тренировке силы, выдержки и умения в совершенстве владеть своим телом, ведь от этого впоследствии могла зависеть жизнь ниндзя. Вдобавок будущие агенты осваивали различные способы выживания в экстремальных ситуациях — в ледяной воде или под водой, при длительном голодании, после получения тяжелых увечий. Они должны были также уметь быстро и незаметно, в полном снаряжении преодолевать любые препятствия — стены замка, засеки, бурные водные потоки, болота, проникать в самый неприступный вражеский лагерь. Немаловажное значение для успешной деятельности ниндзя имело владение искусством маскировки, ведь им часто приходилось под самыми разными личинами, в самых разных облачениях неожиданно скрываться, заметая следы. И потом, будущему тайному агенту, разумеется, полагалось безукоризненно владеть всеми существовавшими в Японии видами оружия, и прежде всего теми, что убивали бесшумно. Главным «оружием» ниндзя было терпение. Известен случай, когда ниндзя пробрался в замок самурая и, прикрепившись к потолку специальными когтями, ждал, пока самурай зайдет в зал. Однако самурай пришел не один, с ним были гости, которые сели играть в японские шашки — го.

Игра затянулась до поздней ночи. Ниндзя провисел под потолком почти пять часов, но он умел ждать. Когда гости наконец ушли, ниндзя выполнил свою задачу.

Молодые люди, прошедшие подобное многолетнее обучение, становились членами разбросанных по всей стране тайных обществ, в которых никто друг друга не знал. Ловко маскируясь, ниндзя поодиночке жили в городах и деревнях. Они не знали ни имен своих предводителей, ни где они живут и даже никогда не видели их. Такие меры предосторожности гарантировали, что в организацию не сможет проникнуть ни предатель, ни шпион.

Как ниндзя получали и выполняли задания? Когда самурай высокого ранга хотел воспользоваться услугами ниндзя, он направлял своего слугу в условленное место, где, как ему было известно, находился посредник тайной организации.

Такими местами, в частности, были увеселительные кварталы крупных городов. Как только посредник признавал в слонявшемся по улице чужаке вероятного заказчика, он подходил и завязывал беседу. Если эти двое заключали сделку, то посредник сообщал об этому другому посреднику. Тот, в свою очередь, передавал поручение — опять же окольными путями — начальнику ниндзя того округа, в котором следовало выполнить задание заказчика. Сначала начальник ниндзя узнавал о всех деталях планируемой операции, а затем отдавал приказ о ее проведении.

Ниндзя, который получал заказ, был полностью предоставлен самому себе. Он тщательно, учитывая каждую мелочь, готовился к предстоящему делу. Он собирал подробнейшую информацию обо всем, что имело отношение к его заданию: о месте будущей операции, человеке, которого он должен был убить, планировке замка, охране военного лагеря, устройстве защитных сооружений и о многом другом. Затем он подбирал подходящую одежду, необходимое снаряжение и оружие и под видом монаха, бродячего актера, торговца, крестьянина или переодевшись женщиной отправлялся в путь. По дороге он прислушивался ко всем разговорам и старался завязать нужные знакомства. Добравшись до места назначения, ниндзя начинал наблюдать за интересующими его людьми или объектами. Для этого он выбирал подходящее укрытие, где проводил, не шелохнувшись, по многу часов.

Узнав таким образом все, что было необходимо, он приступал к разработке плана действий. Следовало взвесить все возможные варианты и выбрать из них лишь один. Например, если ниндзя получал задание убить высокопоставленного самурая, то с помощью разных хитростей или акробатических трюков он должен был попасть к нему в дом. Нападал он обычно из засады — тихо, внезапно и вероломно, тут все средства были хороши. Ниндзя мог убить приговоренного к смерти человека, ударив его ребром ладони, задушив или заколов кинжалом. Иногда несчастных отправляли на тот свет, например, влив им в рот яд в то время, когда они спали.

Продумывая свои действия шаг за шагом, ниндзя всегда предусматривал и пути отступления. Скрываясь с места преступления, «воин-тень» мог прыгнуть в глубокий крепостной ров (тогда ему приходилось прятаться под водой и дышать через бамбуковую трубку) либо, вооружившись крючьями и веревкой, перескакивать с крыши на крышу или с одной верхушки дерева на другую — потому и пошла молва, что ниндзя умеют летать.

Чтобы очистить себе дорогу назад, ниндзя пользовался разными отвлекающими средствами: например, подготовив все заранее, поджигал дом своей жертвы. Поднималась суматоха. Пока домочадцы и челядь бегали за водой, звали на помощь, пытались тушить огонь, убийца уходил никем не замеченным.

Ниндзя был готов и к неудачному исходу дела. Если он попадал в руки противников, то убивал себя, вонзая в горло кинжал, или, если заколоть себя не успевал, раскусывал капсулу с ядом — ее во время чреватой опасностями операции он всегда предусмотрительно держал за щекой.

Ниндзя должен был владеть не только специальным оружием и приемами для осуществления тайных операций, но и не хуже самураев действовать их вооружением. Дело в том, что ниндзя часто внедрялись на службу к противнику и состояли в числе самураев этого клана. И если бы их вооружение чем-либо отличалось от вооружения остальных самураев, то плохо пришлось бы этим шпионам. Кроме того, ниндзя, как правило, имели достаточно средств, чтобы приобрести хороший меч, а хорошее оружие они любили ничуть не меньше самураев.

Партнерство:
Крупнейший сайт о стратегиях. Обзоры новинок.Активный ФОРУМ и встречи с разработчиками. Большая качалка МОДов для RTW и не только. Родной дом «Империи» и «Бонапарта».

Designed by hacker101
Military Encyclopedia©. All rights reserved.
Использование информации сайта в целях массовой публикации обговариваеться с создателем сайта.
вверх!
Hosted by uCoz